Правительство Москвы поддерживает политику Президента Российской Федерации В.В.Путина, направленную на улучшение демографической ситуации в стране. В столице 2007 год объявлен Годом ребенка под девизом «Растем вместе с Москвой». Это крупный, социально значимый проект.
Немаловажную роль, безусловно, играет материальный фактор.
Материальная поддержка начинается с беременности будущей мамы и продолжается до совершеннолетия ребенка, а для отдельных категорий семей и детей и более длительный период. Она состоит из денежных выплат и натуральных льгот.
Система денежных выплат семьям с детьми в городе Москве многообразна: они различаются по видам (единовременные, ежемесячные, ежегодные); целевому назначению (по беременности и родам, на рождение ребенка); источникам финансирования (за счет средств федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета города Москвы).
Вопросы назначения и предоставления федеральных выплат регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». К их числу относятся:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12-ти недель);
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Правительством Москвы и Московской городской Думой принят целый пакет нормативных актов, предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.
В их числе законы города Москвы:
«О молодежи» от 28 января 2004 года № 4;
«О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 года № 67;
«О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 15 декабря 2004 года № 87;
«О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 года № 60;
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» от 30 ноября 2005 года № 61.
По реализации норм перечисленных законов Правительством Москвы приняты соответствующие постановления, в числе которых постановление «О втором этапе Московской программы «Молодой семье — доступное жилье» на 2006–2008 годы» от 13 декабря 2005 года № 994-ПП.
В настоящее время ведется активная работа по подготовке новых нормативных актов.
За счет средств бюджета города Москвы семьям с детьми предоставляются не только денежные выплаты, но и различные льготы и преимущества, натуральная помощь, социальное обслуживание.
Весь перечень мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми в городе Москве, содержится в Законе города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», вступившем в силу с 1 января 2006 года.
В целом на меры социальной поддержки семей с детьми в городе в 2006 году направлено около 25 млрд руб., а в 2007 году эта сумма превысит 36 млрд руб.
В рамках утвержденной Правительством Москвы Комплексной программы дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год с 1 января 2007 года увеличиваются:
в 5 раз (с 2 тыс. руб. до 10 тыс. руб.) размер единовременной компенсации при рождении второго и последующих детей;
в 2–2,5 раза (в зависимости от категории) размер ежемесячного пособия на ребенка (одиноким матерям — с 300 руб. до 750 руб., на детей разыскиваемых родителей и военнослужащих срочной службы — с 225 руб. до 450 руб., остальным семьям — со 150 руб. до 300 руб.);
в 5 раз (с 1000 руб. до 5000 руб.) размер ежегодной компенсации на школьную форму многодетным семьям;
более чем в 4 раза (с 1100 руб. до 4500 руб.) размер ежемесячной компенсации неработающему родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 3 лет. Кроме того, право на данную компенсацию будет распространено на родителей детей-инвалидов до 18 лет и инвалидов с детства до 23 лет;
в 3 раза (с 550 руб. до 1650 руб.) размер ежемесячной компенсации на продукты питания студенческим семьям;
почти в полтора раза (с 4500 руб. до 6000 руб.) размер денежных средств, выплачиваемых опекуну на содержание подопечного;
с 8175 руб. до 11–15 тыс. руб. размер денежных средств на содержание ребенка приемным семьям, в зависимости от количества приемных детей и наличия у ребенка инвалидности;
единовременная компенсация при усыновлении ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет выплачиваться в следующих размерах:
5 прожиточных минимумов (ежеквартально утверждаемых Правительством Москвы на душу населения) — при усыновлении первого ребенка;
7 прожиточных минимумов — при усыновлении второго ребенка;
10 прожиточных минимумов — при усыновлении третьего и последующих детей.
Программой также предусмотрено предоставить одному из родителей в многодетных семьях, опекуну (попечителю), приемному родителю и патронатному воспитателю, а также родителю инвалида с детства до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении, право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте; установить многодетным семьям и опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг и некоторые другие меры.
Главной целью этих мер является создание в Москве ситуации, когда наш город будет поистине доброжелательным к детям.
Поэтому в качестве обобщенных целей при подготовке Программы выдвинуты семь правил жизни, при соблюдении которых столица должна стать для детей городом:
реальных прав и открытых возможностей;
здоровья и спорта;
знаний и культуры;
новейших технологий;
удобным и радостным;
мира и любви;
безопасным.
Программой предусмотрена реализация мер, направленных на охрану здоровья матери и ребенка, профилактику и снижение детской заболеваемости, формирование у детей здорового образа жизни, обеспечение возможностей для полного и гармоничного развития детей, для их безопасного проживания в нашем городе.
Правительством Москвы поставлена задача обеспечения в 2007 году жильем всех многодетных семей, имеющих 5 и более детей, вставших на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Еще одной важнейшей задачей является полная ликвидация в 2008 году очередности в дошкольных образовательных учреждениях.
подробнее об этом можно прочитать здесь http://www.kszn.ru/kszn/index.jsp?page=424#a1